Автор показывает, как распределяются несметные богатства Севера. И, увы, его выводы неутешительны. Рядом с преуспевающими нефте- и газодобывающими предприятиями на Севере Западной Сибири существуют районы экологического и социального бедствия.

Особенности экономического развития Севера Западной Сибири

В. А. БЫКОВСКИЙ,
мэр г. Муравленко

Край нефтяников, и не только...

Еще полвека назад на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов проживало немногим более ста тысяч жителей, и доля объема промышленной продукции этих мест в показателях Тюменской области составляла менее 10%. Со временем пропорции резко изменились, и уже в 1990 г. доля промышленной продукции Севера области превысила 80% от областного уровня (табл. 1).

На Севере Западной Сибири в труднейших климатических условиях при отсутствии транспортной схемы был создан мощный топливно-энергетический комплекс (ТЭК), которому нет аналогов в мире. За 30 с лишним лет освоения нефтяных и газовых месторождений были завезены, смонтированы и введены в эксплуатацию объекты, при строительстве которых использовано около 300 млн т стали. Учитывая, что Советский Союз в хорошие времена выплавлял максимально 100 млн т стали в год, то практически вся сталелитейная промышленность страны в течение трех лет работала на один топливно-энергетический комплекс Западной Сибири. При этом на нефтяных и газовых месторождениях промышленная инфраструктура развивалась в ущерб социальной.

Таблица 1

Динамика соотношения экономического потенциала
Севера* и Юга Тюменской области в 1991—2001 гг.,
% к итогу

* Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Из табл. 1 видно, что показатели, характеризующие уровень социально-экономического развития, на Юге Тюменской области значительно ниже, чем на Севере. В целом за 1990-е годы произошло значительное ослабление роли экономики Юга Тюменской области относительно автономных округов — ее доля уменьшилась по всем основным показателям.

В течение 1989—1997 гг. добыча нефти на территории региона уменьшилась в 2 раза. На нефтяных месторождениях существуют различные периоды разработки: роста добычи, стабильной и падающей добычи. Если бы на территории Западной Сибири работало одно месторождение, то при выводе его в 1988 г. на уровень добычи в 415 млн т нефти в год настоящий временной период соответствовал бы периоду стабильной добычи. Тем более на Севере Западной Сибири эксплуатируется несколько сотен месторождений, которые находятся на разных стадиях разработки: прирост, стабилизация, падение добычи.

Теоретически не было предпосылок для такого резкого спада. Двукратное падение добычи нефти не соответствует геолого-техническим условиям разработки месторождений и не подчиняется экономической логике. Это падение, на наш взгляд, искусственное, и вызвано оно не геолого-техническими причинами, а политическими и организационными. К ним можно отнести:

·        политическую ситуацию в стране;

·        смену общественно-политического строя, как следствие — ожидание и смену собственника;

·        частое изменение налогового законодательства.

Новые хозяева нефтяных месторождений, опасаясь политической и экономической нестабильности, не инвестировали полученную прибыль в поддержание и развитие производства.

Стабилизация и увеличение добычи нефти в последние 3 года объясняются тем, что запасы энергоресурсов достаточны для увеличения объемов добычи, даже при сложившейся ситуации, когда прирост запасов ниже текущей добычи.

В стране произошла некоторая стабилизация на политическом и экономическом поле. Новые владельцы нефтяных компаний, привыкнув к тому, что они уже хозяева, и почувствовав, что процесс национализации невозможен, имея громадные прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности, вынуждены направлять деньги на инвестиции. Это сейчас выгодно. В последнее время и в регионе наблюдаются позитивные тенденции во взаимоотношениях между государством, регионом и компаниями, что является предпосылкой для устойчивого развития региона.

Является ли увеличение добычи нефти и газа основным фактором устойчивого развития региона — ответ на этот вопрос является одним из главных в освещении нашей темы.

Рассматривая экономику Севера Западной Сибири в системе устойчивого развития, можно обозначить четыре уровня взаимоотношений:

q       регион в экономической оболочке России и мировое сообщество;

q       регион и его экономическое место в России;

q       горизонтальные экономические связи региона;

q       регион и экономика предприятий.

Учитывая, что экономика региона уникальна не только в рамках России, но и в рамках мирового сообщества, кратко остановимся на внешних факторах.

Регион, как сырьевая база России, участвует в обеспечении энергоресурсами значительного количества стран мира: в мировом рынке доля региона по нефти составляет 4%, по газу — около 35%. Регион, являясь участником мирового рынка энергоресурсов, естественно, в большой степени зависит от этого рынка, от спроса и предложения (сколько нефти и газа поставляется на рынок, какая потребность в этих энергоресурсах). Наш регион стал основным поставщиком газа в Европу (при некоторой конкуренции с Норвегией и Великобританией), активным поставщиком нефти и газа на мировой рынок. И, как следствие, региональная экономическая и социальная политика подвержена влиянию динамики цен на мировом рынке. А цена на мировом рынке — вещь зачастую непредсказуемая, она зависит от геополитической обстановки в мире и от экономической политики игроков на этом рынке.

Жить на Севере и хорошо...

Два года назад в систему государственного устройства Российской Федерации был введен новый институт управления — федеральные округа. Уральский федеральный округ объединяет всего шесть субъектов Российской Федерации, но по объему промышленного продукта занимает второе место среди семи федеральных округов.

Из шести субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа имеют наиболее высокие социально-экономические показатели по сравнению со среднероссийскими (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели социально-экономического положения
регионов Российской Федерации,
входящих в Уральский федеральный округ, в 2001 г.

На территории автономных округов размещены предприятия, составляющие основу топливно -энергетического комплекса Уральского федерального округа. В 2001 г. на территории региона было освоено 18% инвестиций всей Российской Федерации. Это еще раз подтверждает, что Север Западной Сибири имеет огромный промышленный потенциал и перспективу. Это первое, чем выделяется регион в российской экономике. И второе: в 2001 г. зафиксировано, что темпы увеличения реальных денежных доходов населения значительно выше среднероссийских. Но это связано в основном с тем, что в 1998—1999 гг. темпы снижения реальных денежных доходов на Севере Западной Сибири превышали среднероссийские в несколько раз. Реальные денежные доходы северян в 2001 г. еще не вышли на уровень 1997 г., так же, как в целом по России.

В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах за 1991—2000 гг. произошло снижение валового регионального продукта и некоторое изменение его структуры в связи с уменьшением объемов добычи нефти и газа в регионе (табл. 3).

Таблица 3

Структура валового регионального продукта
в Ямало-Ненецком АО в 1995 и 2000 гг., млн руб.

...и плохо

И все-таки качество жизни здешнего населения не соответствует природным богатствам края.

Даже в самых благополучных Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах существуют территории экономического, социального, экологического бедствия. Почему? Потому что основные доходы от нефти и газа концентрируется на добывающих предприятиях, а рядом с ними могут соседствовать бедные районы.

Из-за суровых природно-климатических условий региона такие показатели, как ресурсоемкость производства и затраты на проживание людей, выше средних по России. В зоне экстремальных климатических условий, где добывается более 90% российского газа и 60% российской нефти, проявляются особые требования к надежности обеспечения жизнедеятельности людей, поэтому половина бюджета обоих автономных округов Севера Тюменской области в силу природно-климатических условий расходуется на поддержание производственной и социальной инфраструктуры.

Главными хозяйствующими субъектами в регионе являются ООО «Газпром» и вертикально-интегрированные нефтяные компании. Основные месторождения газа, разрабатываемые «Газпромом», вступили в стадию падающей добычи. Наиболее продуктивные залежи наиболее крупных месторождений — сеноманские — в значительной степени выработаны. Текущая газоотдача по Медвежьему составляет 80%, по Уренгойскому — 69%. Сеноманская залежь Ямбургского месторождения с текущей газоотдачей в 50% перейдет в стадию падающей добычи уже в 2002 г., то есть весь газ, добываемый из этих залежей, будет низконапорным. Дальнейшая разработка этих месторождений потребует применения новых технологий добычи и реконструкции действующих промыслов, что в свою очередь увеличит себестоимость добычи и потребует значительных капитальных вложений.

Ситуация с выработкой запасов нефтяных месторождений на территории региона еще более проблемная. Основные крупнейшие месторождения — Самотлорское, Федоровское, Аганское, Суторминское — находятся в завершающей стадии разработки, а ввод в эксплуатацию новых месторождений с более низкими запасами нефти требует значительных инвестиций.

Запасы нефти и газа, залегающие на территории этих округов, превратили этот регион в главную и самую крупную сырьевую базу ТЭК России.

На формирование экономики Севера Западной Сибири региональные политики не оказывают существенного влияния. Тем более интересы субъектов Федерации зачастую находятся в противоречии с общероссийскими и интересами могущественного нефтяного лобби в Москве, которое контролирует финансовые и инвестиционные потоки ТЭК региона. Региональным политикам очень часто приходится выпрашивать у руководства страны разрешение на получение части того, что и так должно бы принадлежать местным жителям.

На территории Севера Западной Сибири в настоящее время разведано несколько сотен нефтяных и газовых месторождений с запасами порядка 50 трлн м3 газа, 20 млрд т нефти и 5 млрд т газового конденсата. При дальнейшем изучении геологических структур запасы топливно -энергетических ресурсов могут, как минимум, удвоиться. Но сегодня на наш регион смотрят не иначе, как на сырьевой придаток России. И еще несколько десятков лет он будет выполнять эти задачи. Не исключено развитие других сфер производства. Например, энергетики, где в качестве сырья будет использован остаточный природный газ, нефтехимии, а также разработки твердых полезных ископаемых на Северном Урале, добычи рыбы. Однако все вышеперечисленные отрасли в конечном итоге в ближайшее время не повлияют на изменения в отраслевой структуре объемов промышленной продукции и валового внутреннего продукта региона.

Устойчивость региона еще много десятков лет будет связана только с развитием ТЭК и расширением некоторых других видов хозяйственной деятельности.

Валовой региональный продукт самый высокий в стране, а толку?

Индекс физического объема промышленной продукции в России снизился до 75% к уровню 1990 г. На этом фоне падение валового внутреннего продукта региона за этот период соответствует общероссийскому масштабу падения производства.

Темпы роста объема производства промышленной продукции в российской экономике за последние годы также соответствуют наблюдаемым на Севере Западной Сибири (табл. 4).

Таблица 4

Показатели экономического развития субъектов Российской Федерации,
входящих в Уральский федеральный округ, в 2001 г.

Приведем вариант расчета валового регионального продукта региона.

  • Основу валового продукта Ханты-Мансийского АО составляет добыча нефти. При текущей добыче порядка 200 млн т нефти в год и при достаточно скромной мировой цене на нефть в 120 дол. за тонну расчетный валовой региональный продукт составит: 200 х 120 = 24 млрд дол.
  • Вместе с энергетической, газовой и прочими отраслями суммарный валовой региональный продукт Ханты-Мансийского АО должен составлять величину порядка 30 млрд дол.

Валовой региональный продукт Ямало-Ненецкого АО формируется в основном в результате работы двух секторов:

  • газовый комплекс при использовании усредненных экспортных и внутрироссийских цен на газ формирует следующий ВРП:
    500 млрд м3 х 60 дол./100м3 = 30 млрд дол.;
  • нефтяной и газоконденсатный комплекс также вносит свою долю в ВРП: 35 млн т х 120 дол./т = 4,2 млрд дол.

Таким образом, валовой региональный продукт Ямало-Ненецкого округа составлял бы, при таком расчете, более 34 млрд дол.

Совокупный расчетный региональный валовой продукт, создаваемый на территории двух округов, составляет 64 млрд дол.

При определении расчетного валового регионального продукта, производимого на территории автономных округов, использованы усредненные цены, которые включают в себя добавочную стоимость, создаваемую при транспортировке, реализации нефти и газа, а также таможенные пошлины и налоги.

Приведем сравнение расчетных объемов валового регионального продукта на душу населения на территориях этих двух автономных округов, а также Москвы и в целом России (см. рисунок).

      ЯНАО         ХМАО       Москва       Россия

Объемы валового регионального продукта на душу населения
в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Москве
и валового внутреннего продукта РФ

Автономные округа, расположенные на Севере Западной Сибири, имеют самые высокие расчетные и фактические показатели валового регионального продукта на душу населения среди всех субъектов Российской Федерации. Однако существующие условия, созданные российским законодательством и вертикально-интегрированными компаниями, не дают возможности региону нормально развиваться.