HotLog

В статье представлены основные сведения о планах и перспективах государственного финансирования науки из федерального бюджета в 2004 г. В основу положены материалы, сформированные при подготовке проекта федерального бюджета правительством РФ, Счетной палатой РФ[1], а также подготовленные Госкомстатом России или иными федеральными органами государственной власти и организациями, в том числе Центром исследований и статистики науки Минпромнауки России.

Бюджетная и налоговая поддержка науки в 2004 г.

А. П. БЕРДАШКЕВИЧ,
кандидат биологических наук,
кандидат юридических наук,
советник аппарата Комитета Государственной думы по образованию и науке,
Москва

Государственная поддержка науки включает в себя как прямое финансирование из бюджета, так и налоговые или иные преференции, которые также могут иметь стоимостную оценку. В свое время недостаточность бюджетных средств вынудила правительство РФ установить обширные льготы и преференции в области науки. Сегодня бюджетная и налоговая политика направлена на уравнивание в правах всех субъектов экономической деятельности, поэтому количество льгот и преференций постоянно уменьшается, а на смену им приходит прямая финансовая поддержка образования и науки, где была сосредоточена большая часть льгот. Сейчас необходимо оценить размер и объем каждой льготы с тем, чтобы компенсировать ее устранение соответствующими бюджетными ассигнованиями.

Государственная поддержка науки: общие сведения

Федеральный бюджет на 2004 г. утвержден по расходам в сумме 2656760,1 млн руб. и доходам — в сумме 2740163,5 млн руб. Анализ показывает, что основные макроэкономические показатели (объем ВВП, фонд оплаты труда и т. д.) традиционно занижаются, и, как следствие, уменьшаются объемы доходов и расходов федерального бюджета[2]. Это позволяет правительству РФ получать неучтенные дополнительные доходы, создавать неконтролируемый финансовый резерв и восполнять федеральный бюджет без особого напряжения. В прогнозах социально-экономического развития России на 2000—2003 гг. ВВП был занижен, соответственно — объемы предусматриваемых доходов федерального бюджета уменьшены. К концу 2003 г. прирост ВВП предусматривался только на 5,9% при его приросте в I полугодии этого года на 7,2%. Прогнозируемый объем ВВП на 2004 г. также занижен, что подтверждает анализ расчетов Минэкономразвития России (письмо от 24 июля 2003 г. № 3187-П).

В доходы федерального бюджета на 2004 г. зачисляют поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии. Превышение доходов над расходами в сумме 83403,4 млн руб. направляется в 2004 г. на образование Стабилизационного фонда РФ в порядке, установленном бюджетным законодательством. При этом объем непроцентных расходов по структуре расходов 2003 г. составляет 1890,9 млрд руб., или 12,36% к ВВП. Особенность бюджета 2004 г. — недостаточность его влияния на развитие реальной экономики и решение перспективных задач экономического роста[3].

Наиболее существенной по своему объему льготой по НДС является содержащаяся в п.3, пп.16 статьи 149 Налогового кодекса РФ, согласно которой на территории Российской Федерации освобождается от налогообложения выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. По оценкам экспертов, размер налоговой поддержки составит в 2004 г. 150 млн дол.

Вторая по объему, но частично поглощаемая предыдущей — льгота на освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. По оценкам экспертов, размер налоговой поддержки составит в 2004 г. около 40 млн дол.

По закону «О налоге на имущество предприятий» (статья 4) налогом не облагается имущество: «бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования», а также имущество «научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу» и «государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%». Льготы по налогу на имущество, по экспертным оценкам, составят не менее 150 млн дол.

По закону «О плате за землю» (ст. 12, 13) от уплаты земельного налога полностью освобождаются «заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады», «высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ по перечню, утверждаемому правительством РФ», а также «научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научноисследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур». Исходя из минимальной ставки суммарную льготу оценивают в 130 млн дол.

Приведенные результаты расчетов позволяют сделать вывод, что основные объемы льгот по налогообложению в области науки составляют освобождение от налогообложения на имущество, переданное научным организациям и образовательным учреждениям для реализации предусмотренной их уставом научной деятельности, налоги на землю, которую используют упомянутые организации, а также налог на добавленную стоимость.

В настоящей статье приведены только самые объемные виды государственной поддержки науки. Не упомянуты таможенные льготы, льготы на налогообложение прибыли научных организаций и гранты и премии научных работников, льготы на информационное обслуживание научной деятельности и на целевое финансирование науки в бюджетах субъектов РФ. С учетом всех видов налоговых поддержек общий объем основных льгот и преференций в 2004 г. составит более 500 млн дол., то есть около 30% федерального бюджета российской науки.

Федеральный бюджет науки на 2004 г.

Расходы федерального бюджета 2004 г. на гражданскую науку предусмотрены в сумме 46 200 млн руб., что на 14,9% больше учтенных в федеральном бюджете на 2003 г. и на 1,6 процентных пункта выше роста расходов федерального бюджета в целом (табл.1). Доля расходов на науку составляет 1,74% от общих расходов федерального бюджета. В виде субвенций для научных организаций на развитие приборной базы, содержание уникальных стендов, развитие центров коллективного пользования, приобретение и ремонт оборудования будет выделено 3471,9 млн руб., что на 18,8% выше уточненных назначений 2003 г. В бюджетных научных организациях в 2004 г. будут заняты 249,1 тыс. чел.

Таблица 1

Бюджетное финансирование по разделу расходной части бюджета 0600 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»

Продолжение табл. 1

* С 2004 г. — «Расходы на развитие кадрового потенциала научно-технической сферы».

Продолжение табл. 1

Продолжение табл. 1

Продолжение табл. 1

Окончание табл. 1

Рост расходов по разделам расходной части бюджета 0600 и 1400 (образование)главным образом связан с тем, что в проект бюджета заложено увеличение в 1,33 раза тарифных ставок ЕТС. Общий объем расходов на зарплату увеличен в бюджете 2004 г. примерно на 23% по сравнению с 2003 г. — с 362,3 млрд руб. по бюджету 2003 г. до 435,5 млрд руб. в 2004 г.

Проектом федерального бюджета на 2004 г. на финансирование государственных научных фондов предусмотрено направить 3334,5 млн руб., или 7,2% затрат на науку, а на развитие кадрового потенциала научно-технической сферы и предоставление грантов молодым ученым — 571,5 млн руб., что составляет 1,2% расходов на науку. В 2004 г. расходы на приобретение современного научного оборудования научных организаций и высших учебных заведений на содержание уникальных стендов и установок научных организаций предусмотрены в сумме 1230 млн руб. Их доля в расходах на науку составляет 2,7%. При росте объемов финансирования в целом по разделу 0600 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» в размере 114,9% этот показатель составил по РАН — 121%, а по региональным отделениям РАН — Сибирскому, Уральскому и Дальневосточному — 114,4%.

Проектом федерального бюджета на 2004 г. финансирование космической деятельности (в рамках разделов 0600 и 2400) предусмотрено в объеме 14752,9 млн руб. Удельный вес фактических расходов по разделу 2400 «Исследование и использование космического пространства» в общем объеме бюджетных расходов снижался и составлял в 1998 г. 0,65%, в 1999 г. — 0,5%, в 2000 г. — 0,45%, в 2001 г. — 0,38%. Только в 2002 г. он увеличился до 0,6%. В 2003 г. удельный вес финансирования космической деятельности в общем объеме бюджетных расходов снова снизился до 0,38% (2003 г.), а проектом федерального бюджета на 2004 г. предусматривается в размере 0,56%[4].

Финансирование расходов на НИОКР, выполняемых в рамках ФЦП «Федеральная космическая программа России на 2001—2005 гг.», начиная с 2003 г., производится по подразделу 24.02 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области космической деятельности» и частично по подразделу 06.02 «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса» (табл. 2, 3).

Таблица 2

Доля в ВВП общих ассигнований на науку из средств федерального бюджета в 1992—2004 гг., %

Таблица 3

Доля в расходах федерального бюджета общих ассигнований на науку из средств федерального бюджета в 1992—2004 гг., %

* Ассигнования федерального бюджета по разделам «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» и «Научно -исследовательские и опытно-конструкторские работы в области космической деятельности».

** Ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».

В проекте федерального бюджета на 2004 г. по разделу 2100 «Финансовая помощь бюджетам других уровней» предусматривается общий объем финансирования всех наукоградов, без выделения отдельными строками конкретных сумм по каждому наукограду, как это предусматривается указами президента РФ. Не предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2004 г. выделение отдельными строками объемов финансирования наукоградов Дубны, Обнинска, Королева и Кольцова.

Федеральные целевые программы

Из 40 ФЦП, включающих 70 самостоятельных подпрограмм, предполагается выделить 10,9 млрд руб. на науку. Из них около 83,0% будет направлено на «Федеральную космическую программу» (2751,6 млн руб.); «Развитие гражданской авиации» (2460,2 млн руб.), «Национальную технологическую базу» (1680,0 млн руб.) и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» (2155,9 млн руб.). Научная составляющая есть и в других программах. Расходы на НИОКР для большинства ФЦП установлены путем индексации показателей 2003 г. на индекс-дефлятор (21 ФЦП из 40, по которым выделяются бюджетные средства на НИОКР). В 2004 г. финансирование научного сопровождения федеральных целевых программ предусмотрено в объеме 10896,9 млн руб., или 107,1% к уровню текущего года.

В проекте федерального бюджета на 2004 г. в основном выдержаны объемы финансирования, предусмотренные паспортными данными ФЦП, за исключением программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002—2006 гг. и Федеральной программы развития образования, по которым объемы финансирования предусмотрены ниже паспортных данных соответственно на 557,7 млн руб. и 38,4 млн. руб. На реализацию ФЦП «Национальная технологическая база» на 2002—2006 гг. предусматривается выделение в 2004 г. бюджетных ассигнований на капитальные вложения в сумме 310,8 млн руб., или 54,2% от объема, предусмотренного ее паспортом (табл. 4).

Таблица 4

Федеральные целевые программы в 2004 г., имеющие финансирование по разделам 0600, тыс. руб.

Продолжение табл. 4

Продолжение табл. 4

Окончание табл. 4

Расходы на государственные капитальные вложения проектом федерального бюджета на 2004 г. предусмотрены в сумме 64420,5 млн руб. (94,7% к уровню 2003 г. в сопоставимых ценах 2004 г.), в том числе на Федеральную адресную инвестиционную программу (далее ФАИП) — 60920,5 млн руб. (95,0% к уровню 2003 г. в сопоставимых ценах 2004 г.). Снижение объема государственных капитальных вложений (в ценах 2004 г.) наблюдается в производственном (на 7,9%) и социальном (на 8,1%) комплексах[5]. Однако вложения в раздел «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» (раздел расходной части бюджета 0600) в 2004 г. возрастут до 1,01 млрд руб.

Внебюджетные поступления

В 2004 г. планируется сохранить предусмотренный законом «О федеральном бюджете на 2003 г.» порядок учета и использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства. Доходы, полученные в 2002 г. от сдачи в аренду имущества образовательными учреждениями, составили 2461,7 млн руб.

Дополнительным источником доходов учреждений социально-культурной сферы являются доходы от предпринимательской и иной деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями. По отчету за 2002 г. такие доходы образовательных учреждений составили 62205,4 млн руб. По прогнозу на 2004 г. объемы этих доходов возрастут и составят по образовательным учреждениям 75504,3 млн руб. (64,1% расходов федерального бюджета на образование). Указанные ожидания подкреплены текстовыми статьями № 27 и № 129 закона о бюджете.

Статья 27. Установить, что в 2004 г. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным учреждениям, организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.

Статья 129. Установить, что средства, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на счетах, открытых им в органах федерального казначейства, и расходуются федеральными учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Установить, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, производятся в пределах утвержденных смет доходов и расходов. Учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые органам федерального казначейства, без взимания платы.

Как и в прежние годы, грантовое финансирование науки, а также выплата целого ряда научных премий и иные целевые выплаты из бюджета возможны благодаря текстовым статьям проекта ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.» № 90 и № 128.

Статья 90. Правительство РФ вправе в 2004 г. производить выплату населению трансфертов, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, наряду с трансфертами населению, определенными статьей 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Статья 128. Правительство РФ вправе выделять в 2004 г. субвенции и субсидии организациям любой организационно-правовой формы и формы собственности и определять порядок их предоставления.



[1] Заключение Счетной палаты РФ на проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.» (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 09.09.03 протоколом № 28/353). Т. 1. М., 2003.

[2] Заключения аудиторов Счетной палаты РФ на проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.». Утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 9 сентября 2003 г. (протокол № 28/353). Т. 2. М., 2003. Контроль расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру и здравоохранение (аудитор Счетной палаты РФ Ю. М. Воронин).

[3] Контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета (аудитор Счетной палаты РФ В. Г. Пансков).

[4] Заключения аудиторов Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 г.». Утверждено Коллегией Счетной палаты РФ 9 сентября 2003 г. (протокол № 28/353). Т. 2, М., 2003. Контроль расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру и здравоохранение (аудитор Счетной палаты РФ Ю. М. Воронин).

[5] Контроль расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику (аудитор Счетной палаты РФ М. И. Бесхмельницын).