Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что богатство составляет не владение имуществом, основанное на праве собствен ности, а использование этого имущества. На этой идее базируются разнообразные механизмы договоров с продолженными обязатель ствами, к которым относятся аренда, лизинг, прокат, фирменное об служивание и многое другое. Участники Директорского форума обсуждают в статье формы хо зяйственных отношений, предоставляющие как изготовителям, так и потребителям ряд преимуществ, в числе которых - возможность организовать безотходное потребление.


Механизмы эффективного и безотходного потребления

Л. В. ВОЛКОВА,
зав. отделом ЗАО "Сибирская хлебная корпорация",
В. И. ПИРОГОВ,
кандидат технических наук,
первый заместитель генерального директора ОАО "Алтайкокс",
О. С. КИСЕЛЕВ,
генеральный директор ЗАО "Новосибирская лизинговая компания"

Что такое договоры с продолженными обязательствами

Хозяйственные отношения реализуются посредством дого воров, в которых фиксируются предмет сделки, обязательства сторон, иные условия. При этом не имеет значения, оформлен ли договор, например, куплипродажи, в письменном виде или он только подразумевается.

В результате реализации договора куплипродажи проис ходит смена собственника, и на этом взаимоотношения сто рон прекращаются. Между тем в хозяйственной практике имеют место договоры другого типа, а именно такие, когда после сделки у сторон сохраняются взаимные обязательства. В ка честве примера таких отношений можно назвать:

  • выполнение гарантийных обязательств предприятием изготовителем изделия;
  • фирменный сервис (обслуживание) машин или сложных устройств, включая принудительную замену узлов и агрега тов после наработки ими определённого количества часов (пос леднее практикуется в отношении самолётов и иной ответ ственной техники);
  • предоставление потребителю не только изделия, но и на бора дополнительных услуг (по обучению персонала, снабже нию запчастями или эксплуатационными материалами и т. п.);
  • обезличенный ремонт техники или приборов, когда по сле сдачи старого изделия в ремонт потребителю сразу выда ют заранее отремонтированный агрегат или прибор;
  • абонементная форма обслуживания потребителей техни ки (например, владельцы приборов, устройств, машин пере числяют ремонтному или сервисному центру периодическую плату, а центр устраняет неисправности по мере их возник новения, не взимая за это дополнительной платы);
  • предоставление в аренду помещений, машин, приборов;
  • прокат спортивного инвентаря или туристического сна ряжения;
  • залоговые формы отношений, когда залог назначается в обеспечение возврата изделия после окончания его исполь зования у потребителя;
  • договоры репо (от англ. repurchase agreement - REPO - соглашение об обратной покупке), то есть договор о продаже имущества с последующим его выкупом по фиксированной цене.
Основная особенность договоров с продолженными обяза тельствами - в том, что после передачи товара потребителю сохраняются разнообразные обязательства сторон по поводу этого товара. Непременным условием договора является фак тор времени, то есть продаётся как бы часть срока службы товара, иногда - гарантированный эффект, в некоторых слу чаях - время работы или даже сама работа изделия. При этом смена форм собственности на товар зачастую не происходит вообще или происходит частично (иногда - лишь номинально).

Такие отношения между участниками договора имеют боль шой экономический смысл. Ведь если речь идёт о предметах многоразового или длительного пользования, то для потреби теля важно время эффективной работы изделия, а не факт обладания им[1]. Кроме того, в современных условиях затраты на эксплуатацию в течение жизненного цикла сложных изде лий (например, автомобиля) составляют до 90% от совокуп ных затрат на их производство. Следовательно, экономия в сфере эксплуатации изделия даёт существенно больший эффект, чем поиск резервов в сфере производства (хотя имен но это в настоящее время больше всего занимает производи телей сложных изделий в России).

Задача эффективного использования изделия в процессе его эксплуатации предполагает ликвидацию потерь от отка зов, простоев, неэффективных режимов эксплуатации машин, механизмов, приборов, устройств и иных предметов длитель ного пользования. Кроме того, очень важно постоянное совершенствование (модернизация) изделий на основе систематического наблю дения за ними со стороны разработчика, изготовителя или ино го специализированного на данной функции профессионала.

Надо уже на этапе проектирования изделия (а может быть, на этапе замысла идеи изделия) предусмотреть все возмож ные ситуации, возникающие в процессе его эксплуатации, и способы решения потенциальных проблем. По данным не которых исследований, ошибка "стоимостью" 1 рубль, допу щенная и не выявленная на этапе научных исследований и разработки, вызывает потери 10 рублей на этапе опытно конструкторских работ, 100 рублей - на этапе производства и 1000 рублей - на этапе эксплуатации изделия. Есть сведе ния, что 50-60% отказов электронных приборов обусловле ны именно ошибками при конструировании изза недостаточ ного учёта реальных условий их эксплуатации.

И последнее по счету, но не по важности преимущество ис пользования договоров с продолженными обязательствами - возможность возвращения отслуживших свой срок изделий изготовителю позволит вовлечь во вторичный оборот, а по том и утилизировать их.

В Германии, Японии, многих странах Европы и Америки программы рециркуляции предметов длительного пользования или утилизации отходов дали существенные результаты, в то время как экономика России характеризуется чрезвычайно низким уровнем вовлечения во вторичный оборот отходов. Собирают и утилизируют в основном лишь лом цветных и чёрных металлов.

Некоторые отходы - пластик, стекло, металл - практичес ки не разлагаются в природных условиях. Человечество все больше и больше заполняет землю и водоемы "вечным" му сором.

При этом производство предметов длительного пользова ния, тары и упаковки (основные отходы) требует все новых и новых первичных ресурсов. А их становится все меньше и меньше. Между тем из вторичных ресурсов можно делать до 80% металла, пластмассы, бумаги, стекла и пр.

Внедрение механизмов для решения проблем безотходного и эффективного потребления стало темой сессии Директор ского форума[2] (состоялась 24.11.07), результаты которой и представлены в настоящей статье. В основе этих механиз мов лежат договоры с продолженными обязательствами и не которые организационные схемы их применения.

При этом следует оговориться, что участники Директорс кого форума предложили не готовые к применению схемы и ре шения, а набор возможных вариантов реализации механиз мов эффективного и безотходного потребления сложных из делий или предметов длительного (либо многократного) пользования.

Деловая игра

На Директорском форуме была проведена деловая игра, в ходе которой отрабатывалось применение залоговой схемы хозяйственных отношений - одного из видов договоров с про долженными обязательствами: в машиностроении, в софтве ре (программные комплексы для компьютеров), для объектов недвижимости, в легкой промышленности, в кадровом обес печении и в рециркуляции ПЭТбутылок.

В общем случае залоговая схема означает, что при покупке какогото предмета покупатель вносит определённую сумму денег в качестве за лога. Размер залога должен стимулировать возврат предмета в тот мо мент, когда надобность в нём у потребителя отпала. При очередном при обретении предмета покупатель сдаёт бывший у него предмет или вновь вносит залог. Формально покупатель после уплаты денег становится соб ственником товара. Однако залог экономически стимулирует потреби теля сдать этот предмет залогодержателю. Следовательно, потребители действуют так, как если бы они взяли предмет в аренду с определён ным сроком возврата.

При регулярном предоставлении предметов под залог у арендодателя (залогодержателя) постоянно находится некоторая сумма денег. Кроме того, предметы время от времени выходят из строя у потребителей, в ре зультате чего их нельзя вернуть в обмен на залог. Эти залоговые суммы навсегда остаются у арендодателя.

Рассмотрим некоторые результаты этой деловой игры.

Машиностроение

Участники деловой игры предложили следующий пример применения договоров с продолженными обязательствами в машиностроении. Пусть машиностроительное предприятие (ОАО "Комбайновый завод") выпускает зерновые комбайны в количестве 100 шт./год. Срок службы комбайна - 4 года. Следовательно, у потребителей одновременно работает 400 шт. комбайнов (таблица).

Динамика насыщения потребителей комбайнами

Год выпуска

Объём выпуска, шт.

Kоличество комбайнов у потребителей по годам, шт.

Kоличество комбайнов у потребителей, всего, шт.

1й год

2й год

3й год

4й год

5й год

6й год

7й год

8й год

100

100

100

100

100

0

0

0

0

100

100

 

100

100

100

100

0

0

0

200

100

 

 

100

100

100

100

0

0

300

100

 

 

 

100

100

100

100

0

400

100

 

 

 

 

100

100

100

100

400

100

 

 

 

 

 

100

100

100

400

100

 

 

 

 

 

 

100

100

400

100

 

 

 

 

 

 

 

100

400

Итого

800

100

200

300

400

400

400

400

400

 

Как видно из данных таблицы, в пятом году годовой объём выпуска комбайнов полностью идёт на возмещение выбываю щих у потребителей машин первого года выпуска, в шестом году - на возмещение машин второго года выпуска и т. д. Если покупатели продукции завода не меняются, то завод и потре бители образуют замкнутую систему - завод сначала насы щает потребность в размере 400 машин, а затем работает на возмещение выбывающих машин у одних и тех же потреби телей.

Для поддержания замкнутой системы принято, что завод не продаёт комбайны потребителям, а сдаёт им их в аренду на 4 года с обязательным возвратом после этого срока машин на завод для их рациональной утилизации. Это и есть схема безотходной рециркуляции машин. Данная схема обладает многими преимуществами. Так, завод:

1) получает "вечный" рынок (сбыт гарантирован);

2) по каналам обратной связи получает информацию о пот ребительских свойствах машин, что позволяет планомерно улучшать конструкцию машины;

3) может организовать фирменный сервис (предупредитель ные ремонты, уход, обслуживание, обеспечение запчастями, подготовка кадров, консультирование по режимам эксплуата ции и модернизации машин, страхование и др.), что даёт ему дополнительные доходы, а потребителю - минимизацию по терь от простоев и от неэффективных режимов работы. По аналогичной замкнутой безотходной схеме можно орга низовать взаимодействие производителей и потребителей любых предметов длительного пользования (как производ ственного, так и бытового назначения). Тогда и количество отходов существенно уменьшилось бы.

Легкая промышленность

Пусть предприятие ЗАО "Кожгалантерея" (далее - "про давец") выпускает сумки, портфели, портмоне (далее - "изде лие").
Их реализация осуществляется по следующей схеме (рис. 1).

Рис. 1. Схема безотходной рециркуляции изделий

1 Цена изделия, кроме обычных нормативных составляю щих (затраты плюс прибыль), включает в себя реновацион ную наценку (подобно инвестиционной составляющей в та рифе на электроэнергию). Реновационная наценка равна 50% (или больше) от нормативной цены и представляет собой, по сути дела, залоговую наценку (далее - "залог").

2 Если покупатель приобретает изделие впервые, то пла тит продавцу цену, в которую вошел залог.

3 Если покупатель приобретает изделие не впервые и сда ёт при этом продавцу старое изделие, он получает новое изде лие бесплатно (как бы в счёт залога).

По поводу предложенной схемы участники деловой игры дали следующие комментарии.
  • Покупатель приобретает как бы вечное изделие, посколь ку в любой момент может обменять у продавца старое изде лие на новое бесплатно.
  • Возникает действительно безотходное потребление (или полная рециркуляция изделия по всему жизненному циклу). Изделие никогда не попадёт на свалку!
  • Величина залога устанавливается таким образом, что бы обеспечить производителю прибыльную работу. У произ водителя два источника дохода: от продажи изделий в пер вый раз с залогом и от размещения залога на финансовом рынке с целью заработать деньги для финансирования выпус ка "бесплатных" изделий (для тех потребителей, которые бу дут сдавать старые изделия).
  • Данная схема даёт ЗАО "Кожгалантерея" следующие преимущества: сбыт гарантирован по значительной части вы пуска, предприятие по каналам обратной связи получает ин формацию о потребительских свойствах изделий, что позво ляет планомерно их улучшать.
  • В идеальном случае может быть создана замкнутая си стема "продавец - покупатель", в рамках которой обращают ся все выпущенные предприятием изделия.

Рециркуляция ПЭТбутылок

Участники деловой игры предложили следующий пример применения залоговой схемы рециркуляции ПЭТбутылок (да лее "тара") (рис. 2).

Рис. 2. Схема безотходного потребления тары

Сущность этой схемы такова.

Залог - наценка к цене напитка в таре - удерживается с покупателя в случае, если он при покупке напитка не сдал продавцу пустую тару. Залог должен стимулировать покупа теля возвращать тару продавцу при покупке напитка. То есть залог должен быть значимой суммой (например, 10-20 руб. за ПЭТбутылку, при цене напитка в этой бутылке 12-17 руб.)

Каждый продавец обязан при продаже напитка в безуслов ном порядке взимать с покупателя залог, в случае, если по купатель не сдал продавцу тару.

Подобно тому, как каждая торговая точка обязана иметь кассовый аппарат, каждый продавец обязан установить на сво их площадях устройство для прессования тары в кипы.

Каждый продавец обязан с определенной периодичностью сдавать спрессованную в кипы тару в фирму, осуществляю щую управление процессом сбора, транспортировки и утили зации тары, включая обеспечение продавцов агрегатами и тех ническое обслуживание этих агрегатов. Данная процедура кон тролируется этой фирмой: количество проданных в данном месяце единиц тары должно быть равно количеству единиц в кипах. То есть должен быть баланс проданной и возвращён ной покупателем тары. Если не все покупатели сдавали тару (предпочитая платить залог), недостающую до баланса тару продавец закупает (с дисконтом, чтобы ему было выгодно) на стороне (например, организует пункт приёма).

Фирмаутилизатор обязана предоставить продавцу устрой ство для прессования (продать, сдать в аренду, передать в пользование) и принять на себя его техническое обслужи вание. Эта фирма раз в месяц вывозит кипы от продавца, осу ществляет их утилизацию, контролирует документацию о том, что количество проданных единиц напитка соответствовало количеству единиц сданной тары.

Участники деловой игры так прокомментировали сложив шуюся ситуацию.

В настоящее время для реализации схемы всё готово. Есть предприятияпереработчики тары. Есть технологии утилиза ции тары с получением множества полезных продуктов. Есть производители агрегатов для прессования тары в кипы. Рост данного бизнеса сдерживается низкой ценой на сырьё (на ис пользованную тару). Предлагаемая схема снимает эти огра ничения в силу того, что залог больше, чем цена тары (во сколько угодно раз). В этом ключ схемы (см. рис. 2).

Функционирование схемы породит в стране ситуацию, схо жую со сбором металлолома. Появятся перекупщики, которые будут собирать тару (на улицах или свалках) и продавать поку пателю с дисконтом против залога. И это хорошо: будут очи щаться улицы и свалки, вторичное сырье пойдёт в переработку.

Масштабы применения вторичного сырья огромны: потреб ление ПЭТбутылок в мире в 2006 г. составило 4 млрд штук; только в Новосибирской области объем отходов ПЭТтары - 7 тыс. т в год.

Переработка ПЭТотходов позволит получить ряд продук тов - химическое волокно, упаковочные, новые конструктив ные материалы для строительства (полимербетон, стеклопла стик) с чрезвычайно ценными свойствами, причем нет огра ничений для производства из вторичного сырья.

Открывается огромный источник рукотворного сырья. Что важно для регионов, где нет полезных ископаемых. По этой схеме можно вовлечь в оборот и иные ресурсы (аккумулято ры, шины, мебель, радиоаппаратуру, одежду, обувь, любые предметы длительного пользования).

При внедрении предлагаемой схемы все в выигрыше.

  • 100% покупок в момент запуска схемы и до 20-40% - в будущем будут осуществляться с удержанием денежного залога. Это добавка к выручке продавца.
  • Центр утилизации получит бесплатное сырье (только транспортные расходы).
  • Появится рынок агрегатов и технологий утилизации тары - это заработок машиностроителей. Машиностроители могут оказывать и сервисные услуги.
  • Возникнет рынок продуктов утилизации (выигрыш для центра утилизации). Продукты утилизации имеют большой эк спортный потенциал (Китай и т. п.).
  • Центр утилизации может стать монополистом в миро вом контексте. Оборот такой корпорации может составить де сятки миллиардов долларов.

    Страна, регион, поселение будут иметь огромный экологи ческий эффект. Кроме того, сокращаются расходы на вывоз мусора и содержание свалок.

Особенность данной схемы заключается в том, что финан сирует (кредитует) ее покупатель. Раз население не хочет доб ровольно сдавать в утилизацию тару (в России этого никогда не будет, мы не немцы!), то пусть оно участвует в кредитова нии этого процесса! Тем более, что кредитование краткосроч ное: уже через минуту после потребления напитка каждый покупатель может продать тару перекупщику или зарезервиро вать её для следующего похода в магазин. Это каждому психо логически понятно, тем более, что такой порядок существовал в советское время (во всяком случае, для молочных бутылок).

Многосторонние выгоды

Комментируя рассмотренные в ходе деловой игры механиз мы, участники Директорского форума в ходе диспута указали на то, что жизнь породила много разновидностей залоговых схем, нашедших применение на практике (не все они пред ставлены в явном виде), и их комбинаций.

  • Прямое применение залога при продаже предметов насе лению в настоящее время имеет ограниченное применение. В прошлом эта схема использовалась при продаже населению напитков в стеклянной таре (магазин удерживал за бутылку денежный залог). Некоторые продавцы автомобильных акку муляторов и телевизоров засчитывают покупателю некоторую сумму при условии, что при покупке нового изделия покупа тель сдаст старое. Здесь важным для нашего анализа являет ся условие обязательного возврата старого изделия. Данное условие позволяет принципиально поновому решить пробле му утилизации отслуживших свой срок изделий или проблему рециркуляции предметов длительного пользования.

  • По абонементной схеме некоторые ремонтные предприя тия обслуживают сложные изделия производственного и бы тового назначения (приборы, компьютеры, телевизоры, маши ны и механизмы, вплоть до автомобилей, самолётов, локомо тивов, вагонов). В соответствии с этой формой обслуживания клиенты осуществляют периодическую плату ремонтному предприятию или сервисному центру. Эта плата - своеобраз ный залог, который даёт потребителю право получить бесплат ный ремонт (профилактическое обслуживание, технический уход) в определённые договором сроки или в момент полом ки изделия. Другими словами, в данном случае залог накап ливается под будущую услугу (кстати, участники Директор ского форума указали на тот факт, что такое накопление де нежных средств аналогично порядку, принятому Фондом обязательного медицинского страхования работников, а так же во многих страховых фирмах).

    Экономические выгоды абонементного обслуживания за ключаются в том, что ремонтное предприятие или сервисный центр заинтересованы в минимизации поломок, то есть ори ентированы на выполнение качественных ремонтов, в отли чие от ситуаций, когда доходы фирмы зависят от количества выполненных ремонтов (в этом случае ремонтник заинтересо ван в частых поломках.

    Ещё одно положительное качество обсуждаемой схемы зак лючается в своевременном профилактическом обслуживании предметов, что продлевает срок их службы и повышает эф фективность их использования (минимизирует количество от казов и простоев). Если соединить абонементную схему об служивания (например, телевизора) с заменой старого пред мета после какогото экономически обоснованного срока на новый предмет (перейти к "вечному" телевизору), то возникает очень эффективная схема удовлетворения потребностей людей.

  • Гарантийный ремонт изделий силами заводаизготовите ля или по его поручению специализированными фирмами яв ляется по своей сути разновидностью залоговой схемы предо ставления услуг. Здесь какуюто часть цены изделия можно рассматривать как залог того, что в течение гарантийного сро ка изделие будет служить безотказно. Если за это время слу чится поломка, то завод устраняет её бесплатно, как бы за счет ранее внесенного залога. Если бы гарантийный срок был равен нормативному сроку службы изделия, то залоговая схе ма была бы реализована здесь в явном виде и с большими экономическими преимуществами. А если бы при этом потре битель после истечения нормативного срока службы был обя зан сдать изделие продавцу, то возникла бы схема безотход ного потребления с рациональными формами утилизации от служивших нормативный срок предметов.

    Некоторые зарубежные фирмы применяют весьма эффек тивные схемы гарантийного ремонта (с целью удержать по требителей). Скажем, фирма Caterpillar (производит трактора и иную горную технику) исповедует принцип: "Мы в тече ние 36 часов поставляем запчасти в любую точку земного шара. Если мы не сможем это сделать за 36 часов, мы постав ляем потребителю новый трактор".

  • Во времена плановой экономики практиковалась схема обезличенного ремонта часов. Клиенту предоставлялось пра во взамен своих требующих ремонта часов получить из об менного фонда мастерской отремонтированные часы той же или иной марки. Часы принимались в обмен в том случае, если степень их износа допускала возможность ремонта. При обмене часов клиент оплачивал стоимость ремонта и заменя емых деталей. Часы обменного фонда имели гарантию сроком до 12 месяцев.

    Обезличенный ремонт часов являет собой пример залого вой схемы предоставления услуг населению. Действительно, при поломке часов клиент может купить новые часы, отре монтировать старые либо обменять часы в мастерской на уже отремонтированные. Экономически целесообразным являет ся последний вариант: в этом случае клиент как бы пользует ся незримым залогом, равным разнице между стоимостью но вых часов и той суммой, которую потребитель заплатил бы за заранее отремонтированные часы.

    Обезличенный ремонт предметов длительного пользования позволяет организовать ритмичную загрузку ремонтных пред приятий, что снижает издержки и повышает качество (уро вень индустриализации) ремонтных работ. Применение этой схемы позволяет продлить срок службы предметов, что равно сильно строительству дополнительных заводов по их выпус ку. Потребителю не надо ждать, пока его предметы будут от ремонтированы.

    Так, на сессии Директорского форума представитель ОАО "Новосибирский оловянный комбинат" рассказал, что на этом предприятии применяется схема обезличенного ремонта за водского оборудования. В прежние времена основное обору дование цехов (плавильные печи) ремонтировали в случае поломки. Это всегда был аврал - круглосуточная суматошная работа в течение 2-3 дней, с простоями оборудования и вы платами дополнительного вознаграждения за сверхурочную работу. В 1998 г. ремонтные участки цехов комбината были выведены в централизованную службу. Был принят упреди тельный порядок ремонта печей. После того как некий агрегат отработал нормативное количество часов, его демонтировали (ночью), ставили на его место заранее отремонтированный, а данный узел начинали ремонтировать в стационарных ус ловиях. Работа на оборудовании не прерывалась. Исчезли штурмы, авралы, повысилось качество ремонтов.

  • Интересной разновидностью залоговой схемы предостав ления услуг является техническое обслуживание изделий си лами заводаизготовителя. Так, например, обслуживают авто мобили в специализированных заводских сервисных центрах. Залог здесь вроде бы не имеет материальной формы, а высту пает в виде определённых льгот и условий, предусмотренных договором между пользователем автомобиля и сервисным цен тром. Центр обязуется делать периодические осмотры, обслу живание, ремонты по льготным ценам. Стоимость этих работ оплачивается отдельно. Если клиент нарушит сроки прохож дения обслуживания, то он лишается льгот. Именно размер льгот выполняет в данном случае роль залога, так как эконо мически принуждает клиента своевременно проводить регла ментные сервисные работы. Как уже отметили участники Фо рума, аналогичная форма предоставления услуг применяется в производственном потреблении: так ремонтируют самолё ты, вертолёты, меняя узлы после наработки ими определённо го количества часов (как бы по абонементному принципу), так обслуживают электровозы, тепловозы, суда.

  • Централизованное восстановление изделий рассмотрим на примере автомобильных шин, относительно которых дан ная схема применялась в недавнем прошлом (заметим, что аналогичным образом восстанавливают двигатели автомоби лей, локомотивов, судов на крупных транспортных предприятиях). Анализ и здесь вскрывает залоговый механизм отно шений. Владелец может купить новую шину или отремонти ровать старую. Разница между стоимостью новой шины и вос становления старой на сопоставимый объём пробега - это для клиента суть залоговая сумма (восстанавливая шину, он как бы покупает новую с получением залога).

    Развитие и расширение области применения залоговых схем позволит использовать многие и многие экономические преимущества:

    * способствует более полному удовлетворению потребнос тей за счёт повышения интенсивности использования изделий;

    * помогает изучению и формированию спроса;

    * позволяет лучше организовать выпуск новых изделий за счет обратной связи между производителем (а лучше - разра ботчиком и проектировщиком) и пользователем, своевремен ного получения информации о достоинствах и недостатках изделия в процессе использования;

    * увеличивает срок службы изделий за счёт более береж ного к ним отношения потребителей;

    * привлекает дополнительные денежные средства, образу емые за счёт залоговых сумм, которые можно использовать для финансирования весьма значимых проектов (например, для финансирования процессов сбора и утилизации отходов в сфе ре потребления);

    * даёт возможность утилизировать остатки изделий и мно гократно использовать детали и узлы, что может стать осно вой для безотходного, экологически чистого потребления.

    Участники ДФ высказали следующие соображения по по воду возможности внедрения на практике этих механизмов.

    Вопервых, достаточно высокие залоговые суммы мотиви руют потребителя поскорее избавиться от данного изделия. Это и станет предпосылкой для более интенсивного исполь зования изделия в сфере потребления.

    Вовторых, с помощью залоговых схем можно стимулиро вать процессы создания и освоения выпуска новых изделий. Известно, что первые образцы новых изделий всегда требуют дополнительных затрат на их производство (пока отрабатыва ется конструкция и технология, обучаются кадры и т. д.). За частую они убыточны для предприятия, и заводу невыгодно их выпускать. Залоговые схемы позволяют аккумулировать сред ства для погашения этих убытков и, следовательно, могли бы способствовать постановке на производство новых изделий.

    Расширение масштабов применения залоговых схем, по мнению участников Директорского форума, столкнётся со сле дующими трудностями:

    * психологический барьер потребителей, склонных к лич ному владению изделиями;

    * возможные случаи нечестного поведения потребителей (подмена предмета, изъятие из него дорогостоящих узлов);

    * сложности в организации контроля качества возвращае мых изделий при массовом применении залоговых схем;

    * отсутствие методики определения залоговых цен и опы та применения таких схем, технические и организационные трудности.

    Для преодоления этих трудностей необходимо реализовать практические проекты, а также провести научные исследова ния и разработки. Участников этих работ ждут интересные результаты.

    Думается, что реализация рассмотренных в настоящей ста тье идей и схем наиболее продуктивна в том случае, если для каждой однородной группы сложных изделий (автомобили, компьютеры, станки, видеотехника и пр.) возникнут профес сиональные сервисные фирмы, которые будут по договорам с потребителями осуществлять надзор, обслуживание, ремонт, замену и утилизацию изделий. Возникновение множества та ких фирм диверсифицирует отечественную экономику, позво лит создать новые рабочие места. И самое главное - эффек тивно использовать сложные изделия в течение всего срока их службы. С обязательной утилизацией отслуживших свой срок изделий. А это позволит создать безотходную экономику.


    [1] В свете этого положения, кстати, совершенно непонятно, почему столь невелики сроки гарантийного обслуживания техники: если срок службы, например, автомобиля составляет семь лет, то почему предприятие изготовитель несёт ответственность только за 1-2 года его эксплуатации?

    [2]Директорский форум (ДФ) - постоянно действующий (с 2002 г. по настоящее время) научнопрактический семинар при Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск, в котором участвует 25-30 представителей НИИ, вузов, предприятий. Проводится в последнюю субботу месяца, в период с октября по май. Продолжительность сессии ДФ - шесть часов, рассматривается только одна проблема. Учёные рассказывают, какие решения по данной проблеме предлагает наука или передовой отечественный и зарубежный опыт. Директора делятся опытом решения этой проблемы на своих предприятиях.

|Главная |Все о журнале |Свежий номер |Новости |Как стать автором |Подписка|
|Топ-Менеджеру |Архив |У Экоши |


630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17
Тел./Факс (8-383)330-69-25, 330-69-35
eco@ieie.nsc.ru